25.02.2011
Как выбирать цвета для внутренних стен
Тип и количество света, а также степень глянца сильно влияют на то, как воспринимается цвет. Выбрать необходимый цвет по небольшим образцам каталога нередко представляет собой трудную задачу, так как на восприятие цвета оказывают влияние также площадь и структура поверхности, а также тип краски. В дополнение нужно отметить, что иногда взаимное влияние цветов друг на друга может повлиять драматично на восприятие цвета. Нередко бывает так, что выбранный по каталогу цвет не отвечает в желаемой степени тому, к чему стремились. Это явление связано с тем, что воспринимаемый цвет всегда отличается от исконного цвета каталога. Существует целый комплекс факторов, которые нужно принимать во внимание при выборе цвета для внутренних стен.
Свет делает цвет
При выборе подходящего цвета для стен стоит помнить, что разные источники света влияют по-разному на цвет. Цветовые решения трудно делать, не зная освещения конкретного помещения. Тип света и его количество (в значительной степени) влияют на восприятие цвета. Цветные поверхности интерьера отражают только те длины цветовых волн спектра, которые содержит конкретная лампа или другой источник света.
|
|
Синий цвет смотрится лучше всего при дневном свете, так как электрический свет лампочки накаливания не повторяет длину волн синих оттенков |
Из всех современных искусственных источников света только галогенный свет естественно повторяет все длины цветовых волн, не будучи при этом слишком синим, каким является дневной свет. В наши дни обычные электрические лампы накаливания являются самым распространенным освещением во внутренних помещениях. Этот свет довольно желтый. По этой причине цвет с синеватым оттенком в таких помещениях кажется каким-то скучным, грязноватым, неинтересным. Окрашенные в синеватые оттенки стены могут начать казаться также зеленоватыми. С другой стороны, желтые, желто-оранжевые и красноватые оттенки смотрятся, как правило, красиво.
В последнее время все чаще встречаются и маленькие люминесцентные разрядные лампы, которые лучше сберегают электроэнергию. С точки зрения цвета эти лампы, прямо говоря, проблематичные, так как спектральное распределение у них неравномерно. Качественные показатели разных люминесцентных ламп неодинаковы. Из них лучше всего, с точки зрения воспроизведения цвета, те, которые имитируют дневной свет. Из всего вышесказанного следует, что цвет следует выбирать и проверять при освещении, в котором будет находиться окрашенная им стена.
Когда помещение освещается дневным светом, ситуация заметно меняется. Входящий извне дневной свет синеватый. Поэтому он охлаждает цвета. Желтые и красные оттенки приобретают холодноватый голубоватый оттенок. Голубые, сине-зеленые и зеленые оттенки могут восприниматься как холодные, в особенности, в северных и восточных помещениях. Свет и тень могут изменить оттенок цвета, и поэтому рекомендуется проверять цвет как на освещенной, так и на неосвещенной стене.
Глянец и тип краски отражаются на восприятии цвета
Чем глянцевее поверхность, тем глубже и интенсивнее воспринимается цвет. Когда сравниваем поверхности, окрашенные тем же самым цветом совершенно глянцевой и совершенно матовой краской, легко отличаем более светлую от более темной. Явление является результатом того, что свет отражается в наших глазах с гладкой глянцевой поверхности более однонаправленно, и глаза воспринимают цвет более глубоким и темным. На более матовом пористом покрытии солнечные лучи рассеиваются в разные направления и создают впечатление более светлой поверхности. Этим фактом можно воспользоваться при определении цветовой гаммы интерьера.
Связующее краски также отражается на восприятии цвета. Акрилатные краски воспроизводят цвет чуть-чуть холодноватым, голубоватым, по сравнению с алкидными красками, в которых можно заметить легкую желтоватость цвета. Не только отдельные типы краски, но и отдельные типы окрашиваемой поверхности воспроизводят цвета по-разному. На сильно структурированной поверхности цвета воспринимаются более темными благодаря тому, что они затеняются.
|
Структура поверхности влияет на цвет. Более рельефная структурированная поверхность делает цвет выглядящим более темным. |
Образец каталога не дает абсолютно точного представления о цвете
Выбор цвета на основе маленького образца каталога может привести к ошибкам. В карте образцы цветов располагаются на белом фоне бумаги и даже светлые пастельные тона выглядят более яркими. Например, нередко цвета F в каталогах Тиккурила Симфония выглядят более насыщенными, хотя они по свой природе являются колерованными белыми. В естественных условиях отсутствует контрастирующий белый фон бумаги, а светлые цвета воспринимаются еще светлее. Интенсивный чистый цвет каталога на большой поверхности приобретает дополнительную силу и яркость.
Желтый и красный нередко являются камнями преткновения. Когда цвет выбирается по каталогу, стоит вместо желаемого более насыщенного цвета выбрать цвет чуть-чуть светлее.
Большие образцы являются лучшим инструментом выбора цвета
Взаимное влияние цветов друг на друга также следует учитывать при выборе цвета для стен. Иногда цвет больших поверхностей мебели, ковров, занавесов отражается на цвете стен достаточно драматично. Находящиеся в соседстве цвета также влияют друг на друга. Например, нейтральный серый цвет планок на фоне зеленого оттенка стены иногда начинает восприниматься как красноватый. Светлые цвета выглядят еще светлее рядом с темными цветами и, наоборот, темные — еще темнее на фоне светлых.
Нередко при выборе цвета образцы рассматривают на столе. На горизонтально находящийся образец падает больше света, чем на вертикальную стену, и это может привести к выбору слишком сильного цвета. Цветовые образцы стоит сравнивать и рассматривать в вертикальном положении. Для облегчения выбора Tikkurila предлагает единичные несвязанные образцы цветов Тиккурила Симфония формата А5, которые можно сравнивать и по которым можно выбирать подходящий цвет на месте в реальных условиях.
Все-таки, для того, чтобы быть абсолютно уверенным в правильности выбора цвета и исключить любые ошибки, рекомендуем сделать большие образцы как для стены, которая освещается солнцем, так и для той, которая находится в тени, и произвести последнюю проверку цвета на месте объекта.